Новости

Вячеслав Станиславович Матебарчук: «Детей дисциплинирует внутренняя мотивация»

Разговаривать с человеком, который успешно идет к своей цели - приятно, а разговаривать с человеком, который еще и получает от своего дела огромное удовольствие - вдвойне приятно. На днях мы поговорили с основателем и главным тренером футбольной академии «Шанс» Вячеславом Станиславовичем. Он поделился, с чего началась история «Шанса», и какие рассматриваются перспективы развития академии.

Как появилась идея создать свою детскую футбольную академию?

Идея создать свою футбольную школу была очень давно. Еще тогда, когда я работал в других школах. Я просто в один момент ушел из всех школ, и мы с братом решили создать свою детскую школу. И собственно всё это произошло в 2017 году. Летом мы начали тренировать детей на открытых площадках. И за лето нам удалось набрать детей. Так и зародилась у нас своя футбольная школа, точнее мы ее основали.

Почему «Шанс»? Какой смысл Вы вкладываете в название академии?

Если честно, поделюсь секретом - был такой проект. Долгое время следил за ним, и он мне прям как-то запал в сердце тем, что там собиралось большое количество футболистов со всего мира. Им давали шанс показать себя, и с этого проекта мне понравилось название. Я понял, что хочется сделать что-то такое, где будет детская школа, в которой будет шанс заниматься у каждого ребенка и шанс кайфовать, получать футбольное образование, шанс играть за нас и получить возможность просто заниматься в детской футбольной школе.

Многие основатели не продолжают заниматься тренерской деятельностью, а полностью оставляют работу на сотрудников. Почему Вы продолжаете работать в роли тренера?

В первую очередь мы до сих пор ведем тех ребят, которые пришли к нам сначала и с создания нашей академии. В 2019 году у нас появился филиал в Измайлово, и вот с этого момента мы до сих пор ведем детей. У нас есть цель довести детей до выпуска, чтобы они все попали в хорошие академии, чтобы у них дальше также было развитие, чтобы они продолжали любить и играть в футбол. Но и основной момент - это то, что мы живем этим делом, мы не представляем жизнь без того, чем занимаемся ежедневно, и уйти полностью в административные направления на сегодняшний день, мы пока не можем. Мы кайфуем от своей работы, мы кайфуем от того, какие у нас сейчас воспитанники. Они на самом деле очень выросли. Многие думают, что у нас дети клубные, но всё это, на самом деле, большой пройденный путь, большой процесс работы сделанный. За всем этим процессом и стоит весь этот результат, который сейчас есть, а именно - это футбольное образование наших воспитанников.
Что самое сложное в тренерской работе?

Наверное, это эмоциональное выгорание. Это когда ты не чувствуешь, что у тебя остались эмоции, а такое происходит, когда очень много игр и тренировок. И сложно проводить и делать организацию тренировочного процесса, придя туда без эмоций. Но так получилось, что у нас воскресенье – это игровой день, много происходит игр. В понедельник у нас начинается тренировочный процесс, и неделя – микроцикл. Самое страшное, что может произойти, это когда приходишь в понедельник, неделя начинается, а у тебя нет сил и эмоций, и дети это всё чувствуют. И мы, когда с этим столкнулись, поняли, что нужно делегировать обязанности и делить просто составы и проводить в день не по 10-12 игр, а гораздо меньше, и с этим справились. Сейчас у нас всё гармонично - есть тренеры на других возрастах, у нас те возраста, которые мы ранее вели. И в начале недели мы чувствуем себя прекрасно, есть силы, эмоции, самое главное, чувствуешь себя в этих ситуациях, когда ты приходишь на тренировку с эмоциями и силами, гораздо лучше.

По какому принципу Вы подбираете тренерский состав?

Для нас, в первую очередь, важно, чтобы тренер был заинтересован в развитии, был любопытным, чтобы тренер постоянно стремился к знаниям и развитию, любил детей, работу с детьми. Эмоциональная составляющая для нас тоже важна, потому что, мы считаем, что эмоции, которые получают дети во время тренировочного процесса, именно положительные, они должны в первую очередь исходить от тренера. Тем самым дети заряжаются, параллельно с тем, что они обучаются и получают футбольное образование, они еще и кайфуют. Как по мне это идеальная тренировка, когда ребенок вышел, получил обучение и еще положительные эмоции. В первую очередь, обращаем на эти детали вещи - чтобы тренер был заинтересован в развитии, развивался, был любопытным, на его эмоциональную составляющую, на его подачу в момент тренировочного процесса и любовь к детям.

Что такое «умный футбол»?

Мы часто пропагандируем нашу философию детям, чтобы сами дети знали, что такое «умный футбол». Для нас «умный футбол» - это когда ребенок, находясь на футбольном поле, принимает решения без подсказок тренера, папы и мамы. Он сам принимает это решение, он сканирует пространство, поднимает голову, общается с партнерами по команде, не выбивает мяч, а именно делает целенаправленные передачи, поднимая голову акцентируя внимание на партнера, которому он хотел сделать данную передачу. Когда они общаются друг с другом, находясь на футбольном поле, также мы обращаем внимание на детали, как ребенок располагается по отношению к воротам. Когда все это присутствует, для нас это и есть «умный футбол». И данную формулировку мы транслируем детям, чтобы они понимали сами, что такое «умный футбол». У нас дети не выбивают мяч вперед, пусть это будет не очень удачным каким-то действием при выходе с обороны через прессинг. Мы не в коем случае не ругаем ребенка. Нежели это будет каким-то выбиваем мяча, когда игра идет только на результат любой ценой . В нашей академии так не играют воспитанники, они учатся играть в «умный футбол» и пытаются играть в «умный футбол».

Что дисциплинирует детей?

Детей дисциплинирует внутренняя мотивация – заниматься, не пропускать тренировочный процесс, играть и просто любить футбол. Вот когда присутствует внутренняя мотивация, ребенок замотивирован, он старается сделать домашнее задание, чтобы успевать и в школе, и во время тренировочного процесса. Мы часто интересуемся у детей и их родителей, как они учатся в школе, с детьми мы общаемся по видеоконференции. Перед тренировочным процессом каждый раз мы спрашиваем, успевают ли они все в школе. И вот когда у ребенка есть внутренняя мотивация, у него присутствует дисциплина, он становится дисциплинированным.

Как мотивировать ребенка идти вперед к цели, не смотря на какие-либо неудачи и поражения?

С ребенком нужно всегда разговаривать. Лучшее, что может быть, как я и сказал, привить ребенку внутреннюю мотивацию, чтобы он шел к своей цели. Основная задача тренера - это привить ребенку любовь к футболу, дать ему это внутреннюю мотивацию. Тогда ребенок будет идти к своей цели, но безусловно бывают моменты и ситуации, когда дети расстраиваются после каких-то неудач. Мы с ними разговариваем, очень много проводим времени на тему психологии, как бороться со стрессом. У нас есть отдельные лекции на сборах, также лично общаемся во время тренировочного процесса, на играх, по видеосвязи, есть индивидуальные беседы с детьми. Всегда только поддерживаем. И независимо от того, как бы он не сыграл, только положительные эмоции, только поддержка, и, как показывает практика, со временем ребенок становится более стрессоустойчивый, и ему это помогает. Но в любом случае, какой бы ребенок не был – взрослый или маленький, с ними всегда нужно разговаривать и слышать их и всегда поддерживать на протяжении всего периода и всего этапа подготовки, всей футбольной жизни.

Какие перспективы развития академии Вы рассматриваете в ближайшем будущем?

На сегодняшний день наша основная задача - это продолжать дальше заниматься подбором тренерского состава. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас работали умные сильные тренеры. Чтобы у нас был сильный тренерский штаб. Дальше наша задача - это масштабирование, открытие новых филиалов. Мы хотим, чтобы каждый ребенок смог заниматься в Шансе и получать хорошее футбольное образование. Создавать благоприятные условия для проведения и организации тренировочного процесса, чтобы все дети занимались в хороших условиях и собственно делаем все для этого возможное. Самая глобальная наша задача - это создать академию, свой интернат. Это наша мечта. Где дети со всей страны будут жить и играть, развиваться, где не будет криков, где не будет гонка за очками и победами любой ценой, где тренеры будут оцениваться не по победам и очкам, а по количеству подготовленных футболистов, где родители будут только поддерживать детей, а не кричать. Вот это наша глобальная цель, к которой мы будем идти и обязательно придем!